Котовск-Live
Каталог статей
Категории раздела

Форма входа

Разделы сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.09.2017, 05:46

Главная » Статьи » Новости Украина

Катастрофа ЖКХ


Автор: Записал Николай Пастернак

Одессе для окончательного решения проблемы отселения из аварийных домов понадобится еще 17 лет, и то — если новых «аварийщиков» не прибавится.


«Эффект» минус 1 Семь лет назад, Постановлением Кабмина №139 от 14 февраля 2002 года была одобрена Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2000‑2005 годы, и на период до 2010 года. В 2004 году Программа реформирования отрасли была принята Верховной Радой, уже в качестве закона — на период до 2011 года. Особенностью уточненной редакции Программы 2004 года являлось то, что в ней был обобщен опыт реформирования ЖКХ в регионах и соседних государствах, предусматривалась поддержка из госбюджета финансирования объектов ЖКХ. Прошло семь лет после принятия Постановления и четыре года — после утверждения Программы. Результат даже не равен нулю. Он — со знаком минус.   Основными направлениями программы реформирования отрасли на период до 2011 года являются совершенствование нормативно-правовой базы отрасли и системы управления в ней с учетом рыночных отношений, финансовой стабилизации и технического перевооружения всего массива ЖКХ. Что все-таки сделано в этом направлении и что предстоит сделать в самое ближайшее время — об этом мы попросили рассказать доцента кафедры городского строительства и хозяйства Одесской государственной академии строительства и архитектуры, кандидата технических наук Петра Николаевича Чабаненко. 

— Несмотря на то, что отрасль ЖКХ в целом до сих пор хронически (если не сказать смертельно) больна, в регионах все-таки что-то пытаются делать, и это «что-то» у многих получается. Я имею в виду, прежде всего опыт, накопленный в нашей области. — В окончательном варианте Программы, принятой в 2004 году Верховной Радой, как раз и был учтен опыт реформирования ЖКХ, накопленный в отдельных регионах Украины, в том числе, и в Одесской области, где, согласно совместному решению коллегий Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ и Одесской областной государственной администрации шла отработка пилотного проекта. Напомню, что это относилось к городам Рени, Котовску и ряду других населенных пунктов. Позитивный результат совместной работы властей регионального уровня и Госкомитета Украины был продемонстрирован на Всеукраинском совещании руководителей городов, проведенном в Котовске. Тогда все получили возможность убедиться в результативности реформ, если эта работа ведется с позиций стратегии государственной политики в области ЖКХ. — Процесс реформирования жилищно-коммунальной сферы в Котовске, насколько нам помнится (мы в 2005 году писали об этом) начался с устранения посредника между поставщиком услуг и населением… — Да это было именно так. В Котовске и в Рени ликвидировали изжившие себя жилищно-эксплуатационные конторы. А в Котовске пошли дальше — отработали и внедрили схему прямых договорных отношений между водоканалом, теплосетями и жителями. Изменение порядка взаимоотношений между поставщиком и потребителем способствовало тому, что в течение двух лет 95 процентов квартир города были оснащены счетчиками. Налаживание строгого учета поставки и потребления позволили вдвое сократить потери воды, а потери теплоносителя сократились с 13 до 9 процентов. В настоящее время в городе осталось одно коммунальное предприятие, все 230 многоквартирных жилых домов обслуживаются через систему созданных объединений совладельцев, а также частных предприятий на условия конкуренции. Положительные перемены имеются и в ряде других городов Одесской области. Однако анализ хода реализации программы реформирования отрасли, как в масштабах государства, так и в Одесском регионе за прошедшие годы свидетельствуют, что по ее главным направлениям — демонополизации и конкуренции в сфере предлагаемых услуг в последнее время, процесс практически заморожен. Подтверждением этому являются сравнительные данные, полученные в нашем институте по состоянию на 1 января. Не буду приводить все данные полностью (они займут слишком много места), остановлюсь лишь на главных и показательных моментах. Например, дебиторская задолженность предприятий ЖКХ Украины составила 8,1 миллиард гривень. На 1 января 2004 года, то есть, до начала реформирования, она составляла 8,7 миллиардов. Кредиторская задолженность — соответственно 8 миллиардов и 8,6. Иными словами, мы вот уже четыре года топчемся на месте. Но если бы только это! Потери воды в водопроводных сетях, аварийное состояние канализационных и тепловых сетей, убытки предприятий ЖКХ, численность людей, живущих в аварийных домах, — по всем этим показателям наблюдается устойчивый рост от 10 процентов до… 500. Да-да! Более чем в пять раз выросла за последние четыре года именно численность граждан, проживающих в аварийных условиях! — Следовательно, впору говорить не о реформировании, а о катастрофе жилищно-коммунального сектора. — Я привел очевидные факты. И они свидетельствуют о безразличии со стороны государства к проблеме. Принятая государственная Программа реформирования ЖКХ не выполняется самим государством, то есть, Правительством, и положение дел в отрасли уже вызывает серьезную тревогу — ведь качество и безопасность жизни — это категории, относящиеся к проблемам национальной безопасности. Учитывая то обстоятельство, что за последние четыре, сравнительно благополучных для экономики года, основные показатели в ЖКХ не улучшились, а по ряду характеристик даже ухудшились, вряд ли в оставшиеся два года, совпавших с кризисным состоянием всех отраслей, удастся заметно улучшить ситуацию. — Это совершенно очевидно. Но чем объяснить четырехлетнее, как вы выразились, топтание на месте и безразличие властей к проблеме сектора? — На наш взгляд основной причиной провала плана реформирования отрасли является неудовлетворительное кадровое обеспечение, неумение и нежелание многих руководителей районных государственных администраций и органов местного самоуправления, заниматься этой сложной организаторской работой. В качестве примера я уже приводил положительные результаты реформ в Котовске, где условия работы и финансовые возможности были намного сложнее, чем, у других. Приведу и другие примеры. Благодаря последовательности и настойчивости в достижении поставленной цели, городским головой Котовска А. Ивановым были созданы условия для снижения тарифов на воду, а в Овидиопольском районе, напротив, за те же четыре года тарифы на воду возросли с 92 копеек до 4,1 гривень, отключения добросовестных плательщиков от источника водоснабжения стали нормой. Виновного в нарушении Закона «О питьевой воде» найти здесь невозможно, так как власть допустила внедрение между поставщиком и потребителем двух посредников. В итоге страдает только один — потребитель. Остается тревожной ситуация с аварийностью жилья. Например, к категории аварийных в Одессе уже отнесены 315 жилых домов. В них постоянно проживают свыше 6,5 тысяч жителей, что превышает средний показатель по стране в два раза (!). В ветхих домах по состоянию на 1 января текущего года проживают 10792 жителя. В одиночку городу эту проблему не решить никогда. Но, несмотря на наличие множества постановлений и распоряжений Правительства, практической помощи от государства в решении этой проблемы одесситам до сих пор не оказано. — В начале нашего интервью, вы упомянули, что аварийность жилья в целом по стране возросла за последние четыре года в пять раз. Означает ли это, что выхода из данной ситуации нет? — Без прямой помощи государства — да. Простые расчеты только по городу Одессе показывают: при достигнутом за последние пять лет уровне отселения из аварийных и ветхих домов (в среднем 1035 человек в год) для окончательного решения данной проблемы понадобится еще 17 лет, и это при условии, что количество домов этих категорий увеличиваться не будет. Но вы же понимаете, что аварийность нарастает как снежный ком! Динамика последних четырех лет, настойчиво это подтверждает. — Вы профессионально занимаетесь проблемой реформирования ЖКХ в академическом учебном заведении. Каков, на ваш взгляд, главный вывод: что необходимо делать, что называется, прямо сейчас? — Здесь двух мнений быть не может. Коренное улучшение состояния отрасли, возможно только при реформировании системы управления в жилищной сфере, что должно стать одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Общепризнано, что сфера жизнеобеспечения, являясь фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности, должна иметь государственную поддержку, то есть, государство должно взять на себя всю ответственность перед своими гражданами за конечные результаты начатой реформы. Для смягчения возможных нежелательных экономических и социальных последствий кризиса, который уже задел рынок жилищных услуг, работ и услуг по содержанию жилья, в экстренном порядке необходима выработка комплексного подхода государственной политики в жилищной сфере. Необходимость активной поддержки процесса реформирования и жизнеобеспечения ЖКХ должна подкрепиться подготовленным кадровым потенциалом на всех уровнях. В этом направлении немаловажная роль отводится, как мне кажется, высшей школе и, в частности, кафедрам городского строительства и хозяйства. — Ваш вывод, Петр Николаевич, хотели вы того или нет, является по сути, политическим. Вы с этим согласны? — В том-то и дело, что весь наш разговор, состоявшийся сегодня, таковым по существу и является. Катастрофа ЖКХ, которая уже маячит перед нашими глазами, со всей очевидностью, доказывает: проблема давно вышла из плоскости реформы субъектов хозяйствования и стала предметом, как я уже говорил, национальной безопасности. Если не увидеть этого сегодня, завтра может быть поздно.
Категория: Новости Украина | Добавил: Voin-Prava (10.04.2012)
Просмотров: 1257 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz