Площадь Котовского района
— 1013 кв. км, население — 79,7 тыс, человек, в т. ч. сельское — 37,4
тыс. человек. Средняя плотность населения — 78,6 человек на 1 кв. км.
Городскому и 16 сельским Советам народных депутатов подчинены 63 населенных пункта.
В Коминтерновском районе насчитывается 106 партийных, 201 профсоюзная и 117 комсомольских организаций.
Главное направление экономики Коминтерновского района Одесской области
— производство сельскохозяйственной продукции. За 9 колхозами и
элитно-семеноводческим хозяйством «Путь к коммунизму» закреплено 65 882
га сельскохозяйственных угодий, в т, ч. 57 700 га пахотной земли.
Имеется 21 промышленное предприятие.
Население Коминтерновского района
обслуживают 14 медицинских учреждений (355 врачей и 1189 специалистов
со средним медицинским образованием). В 41 общеобразовательной школе, в
т. ч. 9 средних, 25 восьмилетних и 7 начальных, обучаются 5597 учащихся,
трудятся 597 учителей. В населенных пунктах района работают 49 домов
культуры и клубов, 50 библиотек, 2 музея на общественных началах, 54
стационарные киноустановки. Есть 8 памятников В. И. Ленину, памятник Г.
И. Котовскому, 83 памятника и обелиска воинам-освободителям и
односельчанам, погибшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной
войны.
Алексеевка
Борщи
Великий Фонтан
Гонората
Качуровка
Климентово
Косы
Куяльник
Липецкое
Любомирка
Нестоита
Новоселовка
Петровка
Станиславка
Старая Кульна
Чапаевка
История Котовска
Котовск (до 1935 г. — Бирзула) — город (с 1938 г.)
областного подчинения, центр района. Расположен на левом берегу
Ягорлык, в 188 км к северу от Одессы. Узел Одесско-Кишиневской железной
дороги.
Территория нынешнего города сложилась из села Бирзулы, одноименного
пристанционного поселка (слились в первой четверти XX в.), а также сел
Лунчи, Михайловки и Виноградовки, отнесенных к городу в июле 1938 года.
Первые поселенцы Котовска
— крестьяне, бежавшие с Правобережной Украины от гнета польской шляхты,
появились здесь во второй половине XVIII в. Они основали село Бирзулу,
где насчитывалось около трех десятков глинобитных хат и землянок.
Впервые она упоминается в турецких письменных источниках под 1779 годом в
числе других населенных пунктов Дубоссарской райи. Топоним Бирзула —
тюркского происхождения.
Бирзулу образовался
путем слияния слов «бир» — дань, подать, налог и «зюла» — урочище,
запечатлев положение первых поселенцев, на которых была распространена
система налогов и повинностей, установленная в контролируемом турками
крае. Жители села занимались земледелием — выращивали пшеницу, ячмень,
овес, кукурузу, бахчевые культуры, виноград, а также животноводством —
разводили рогатый скот, овец, свиней. После подписания в 1791 году
Ясского мирного договора, по которому земли между Бугом и Днестром
отошли к России, Бирзула начала быстро расти за счет притока населения
из Подольской и других губерний страны. В 1795 году здесь насчитывалось
102 двора с 412 жителями (202 — мужского пола и 210 — женского) .
В начале XIX в. крестьяне Бирзулы
попали в крепостную зависимость. Большой массив плодородных земель
перешел к княгине Конталадзиной в распоряжении жителей села остались
крохотные наделы. Жестокие формы барщины, частые неурожаи, рекрутчина
подорвали маломощные крестьянские хозяйства, а с течением времени и
вовсе разорили их. Бирзула начала приходить в запустение. Население было
неграмотным, медицинской помощи не получало, поскольку единственный на
всю округу врач находился в Дубоссарах и его услугами могла пользоваться
только зажиточная часть крестьян. Полуголодное нищенское существование
приводило к высокой смертности, особенно среди детей.
Грабительская реформа 1861 года
не внесла существенных изменений в материальное положение крестьян
Бирзулы. Обремененные высокими выкупными платежами и государственными
податями, они, как и прежде, страдали от нищеты и голода. По данным
переписи 1886—1887 гг., в селе вместе с близлежащими тремя малолюдными
хуторами насчитывалось 204 двора, где проживали 939 человек (192 двора с
859 жителями — в селе и 12 дворов с 80 жителями — на хуторах). 68
хозяйств были безземельными; в распоряжении остальной части крестьянства
находилось всего 176,6 десятины. Располагая незначительным количеством
рабочего скота (122 лошади и 70 волов), а также примитивной
землеобрабатывающей техникой (несколько хозяйств еще пахали деревянным
плугом), крестьяне Бирзулы получали мизерные урожаи и не имели средств
для внесения установленных после реформы выкупных платежей. К середине
80-х годов более двух десятков бедняков вынуждены были уйти на
заработки, многие попали в зависимость к кулакам, часть жителей села
превратилась в ремесленников{Результаты подворной переписи Ананьевского
уезда 1886—1887 гг., с. 16. 96, 214, 215. 420.}.
Важную роль в экономическом развитии Бирзулы
сыграла построенная в середине 60-х годов железная дорога Одесса —
Балта. Во время строительства ее в 2 км от села вырос поселок
железнодорожников под названием Бирзуловский. Прежде здесь размещалась
Липецкая почтовая станция, в 1859 году она состояла из трех дворов, где
проживали 25 человек. В 1887 году в железнодорожном поселке
насчитывалось 474 жителя, имелось 19 домов, 8 хат и 21 землянка. Из-за
большой скученности люди жили в антисанитарных условиях, по нескольку
семей в одном доме{Результаты подворной переписи Ананьевского уезда 1886—1887 гг., с. 17.}.
В 1867 году в поселке открылось
локомотивное депо, которое имело в эксплуатации шесть паровозов, были
построены железнодорожные мастерские, здание вокзала и деревянные
платформы. В депо работали 86 человек. С каждым годом грузооборот
станции возрастал, увеличивался поток грузов, особенно зерна, которое
транспортировалось в Одесский порт для отправки на экспорт.
По данным 1895 года, в селе Бирзуле
имелись кирпичный завод, четыре лавки, корчма, а на станции и в поселке
Бирзуловском — паровая мельница, винный погреб, оптовый склад винных и
спиртных напитков, пять лавок, метеостанция. Как постоянные рабочие, так
и поденщики, занятые на погрузочно-разгрузочных, ремонтных и других
работах, подвергались жестокой эксплуатации со стороны предпринимателей и
подрядчиков. Они вынуждены были работать по 12—15 часов в сутки,
довольствоваться зарплатой, которой едва хватало на пропитание.
Бирзула в 80—90-е годы являлась
одним из крупных рынков найма рабочих. В. И. Ленин в своем труде
«Развитие капитализма в России», анализируя рост земледельческого
пролетариата, в числе других рынков, где собирались тысячи рабочих и
куда съезжались наниматели, назвал Бирзулу. В надежде найти работу сюда
прибывали люди из различных районов Украины, России, Молдавии. По
воскресеньям здесь собиралось свыше 9 тыс. человек.
В ожидании найма пришлые жили под открытым небом, питались, кто как
мог, чаще голодали. В 1894 году земство открыло в Бирзуле пункт
общественного питания{Лугова О. І. Сільськогосподарський пролетаріат
півдня України в період капіталізму, с. 144.}. Одна из газет того
времени так писала о нем: «Много голодного люда теснится возле кухни,
просят хотя бы немного борща или хлеба, чтобы утолить голод. Другие
берут один обед на двоих-троих»{«Южное обозрение» (Одесса), 25 декабря
1896 г.}.
Но далеко не всегда желающим получить работу удавалось сразу найти
ее. Многим из них приходилось долго блуждать по пыльным дорогам от села к
селу. Большой наплыв рабочей силы давал возможность помещикам и кулакам
при найме диктовать свои условия, вынуждать батраков за мизерную плату
работать в течение всего светового дня.
|